Тропой искусства в Токио

Токийский национальный музей, ширмыДо похода в Токийский национальный музей я думала, что в мире искусства меня уже ничем не удивить. Не потому, что я такая Гермиона и всё на свете знаю (конечно, нет), а потому, что была в несметном количестве европейских собраний и уже разучилась удивляться. Но Япония — это вам не Европа! Хотя часть экспозиции и рассказывает о европейской странице в искусстве Страны восходящего солнца. В период Мэйдзи (со второй половины XIX века) сюда прокралась живопись в ее традиционном понимании — с маслицем, на мольберте, да так, чтобы реализм из всех дыр. Это стало ответом на отказ Запада признавать японское творчество искусством: дескать, горшки да ширмы — это не более чем ремесло. Хотя многие художники продолжали как ни в чем не бывало гнуть свою линию, закрыв глаза на мнение Европы. Ну а Европа тем временем неожиданно сделала шаг в сторону Японии (стоит вспомнить Клода Моне, Ван Гога и иже с ними). В Токийский музей попали картины обоих направлений живописи того времени.

Токийский национальный музей, укиё-э

А если оглянуться назад, в предыдущие эпохи? Пышным цветом цветут ремесла — та самая «обочина» искусства, на которую Европа смотрела чуть свысока со своей проторенной дороги. Это и медитативная гравюра укиё-э, и умилительные статуэтки нэцке, и лаковые изделия уруси, и сине-белая керамика, которая кажется до боли знакомой (всё дело в сходстве с нашей гжелью).

Токийский национальный музей, керамика

Плюс традиционная одежда и необъятные костюмы для театра Но и Кабуки, каллиграфические свитки, эскизы для вееров, оружие и доспехи, ширмы.

Последние заслуживают особого внимания — это почти что прототипы мультфильмов. При правильном «прочтении» каждая ширма разворачивает перед зрителем целый сюжет (как правило, довольно бедный на события). А еще служит для разграничения жилого пространства, потому что массивные стены — вариант не для Японии с ее вечной сейсмической активностью.

Токийский национальный музей, ширма

P.S. Рассказ о Токийском национальном музее был бы неполным без упоминания его символа, коим является неопознанное продолговатое существо телесного цвета. Его прототипом стала терракотовая статуэтка — один из экспонатов коллекции.

О других достопримечательностях Токио читайте в путеводителе моего любимого издательства Dorling Kindersly:

Путеводитель по Токио Путеводитель по Токио

Читайте также:

Современное искусство в Ганновере

 

3 Comments Добавьте свой

  1. d4rmel:

    Потрясающе! очень интересно. Люблю японский подход ко всему необычному, например к этим неопознанным человечкам. Ещё и символом его сделали. Очень здорово.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s