Вся правда о пленэрах

Пленэр для художниковНаступил июнь, художники выходят из зимней спячки и, поначалу несмело, выбираются из душных квартир и мастерских на белый свет – на так называемые пленэры. Сегодня я расскажу о том, зачем, как и с какими материалами лучше отправляться рисовать. Лето задерживается, но к моменту его прихода нужно быть во всеоружии!

Немного истории

«Трендсеттерами» в этой области стали живописцы барбизонской школы, которые завели обыкновение делать эскизы на природе, дорабатывая их потом в мастерской. Чуть раньше к вылазкам на природу пристрастились британцы Джон Констебль и Ричард Паркс Бонингтон. Хотя обычно эта заслуга приписывается импрессионистам, и это неслучайно – ведь именно они сделали пленэры мейнстримом.

Зачем это нужно?

Спрашивается: в чем смысл? Неужели дома не рисуется? Сравните картины импрессионистов и, скажем, малых голландцев – и всё станет ясно. Но я ничуть не хочу умалить достоинства последних, ведь когда-то и их живописные открытия стали прорывом! И всё же только на пленэре пейзаж будет по-настоящему легким и искренним, наполненным воздухом, светом и жизнью. Картина, написанная при искусственном освещении, с большей долей вероятности получится «грузной», с неестественной или даже неприятной цветовой гаммой. Солнечный свет приподнимает предметы над землей, делая их невесомыми, а свет комнатной люстры – напротив, погружает их на дно, облепляет слоем тины.

Что взять с собой?

Пленэр для художников

Можно, конечно, сделать несколько снимков местности и набросок, а дома написать по нему картину. Тогда Вам понадобится фотоаппарат и минимальное количество материалов. Но я за чистоту эксперимента, поэтому вот мои любимые пленэрные идеи:

    1. Маркеры. Один из самых удобных вариантов! Всё, что Вам понадобится – скетчбук, маркеры и, возможно, капиллярные и гелиевые ручки.
    2. Карандаш. Еще проще, но только если графика вас не утомляет. Плюс понадобится нож для точки карандаша (а если без снобизма – точилка), ластик и, конечно, скетчбук.
    3. Капиллярная ручка. Ей проще, чем карандашом, создавать скетчи, которые выглядят завершенными и полноценными. Но, может быть, возникнет желание добавить цвет? В таком случае возвращаемся к пункту 1.
    4. Акварель. Не самый сподручный вариант: понадобятся краски, кисти, бумага,  палитра (которой в экстремальных условиях может служить крышка от коробки с красками), стакан для воды и, самое неудобное, – сама вода. Если у Ваш акварельный блокнот (именно его я рекомендую использовать, причем форматом не более А4) не имеет твердой подложки, то пригодится еще и планшет. Проблему решает какое-нибудь озерцо/фонтан/река неподалеку от места пленэра. Либо подстрахуйтесь маленькой бутылочкой.Пленэр для художников, акварель
    5. Акварельные карандаши. Менее громоздкая альтернатива предыдущего варианта. Хорошенько упакуйте их в коробку, чтобы стержни не разбились! Кисть и бумага тоже понадобятся, вода в минимальном количестве, хватит и четверти стакана. Акварельные карандаши хороши тем, что могут играть две роли в зависимости от Вашего настроения и наличия воды: с их помощью можно создавать как карандашные скетчи, так и акварельные. Или, если воды на месте пленэра не найдется, сделать размывку дома постфактум.
    6. Акрил. Плюс в том, что им можно писать без воды. А минус – в том, что это «мертвая» краска. Нет в ней души, даже обаянию природы будет трудно пробудить то, чего попросту нет. ИМХО, конечно. Из необходимого – краски (продаются в том числе в крошечных тюбиках), холсты (можно взять даже размером с фотографию 10х15), кисти, палитра или то, что может ее заменить.
    7. Любые другие материалы, которые удобно брать с собой. Предлагайте свои идеи в комментариях!

А если не получается отказать себе в удовольствии взять на пленэр масло, несмотря на все неудобства? Можете воспользоваться советом художника Олеси Кущенко, который она дает в своем интервью:

Художник Олеся Кущенко«Если в масляную краску добавляешь немножечко льняного масла (только специальное, которое для масляных красок, а не пищевое), то картины сохнут побыстрее. Написала, немножко дала верхнему слою схватиться, это дает возможность картину нести и меньше перепачкаться. Грубо говоря, если она упадет и перевернется, и ты ее сразу же поднимешь, у тебя на ней не останется так много следов, нежели если просто маслом писать».

– Художник Олеся Кущенко

Список необходимых для масла материалов уточнять не буду: если Вы собираетесь на пленэр, то и так знаете его на зубок. В противном случае рекомендую начать все же с домашнего обучения, чтобы не добавлять сложностей в и без того непростую жизнь художника. Надеюсь, Вы не буддист, потому что холст может стать кладбищем прилипших к нему мошек. Но обычно их получается отковырнуть с помощью кисти или ногтей без особого вреда для картины.

Пленэр для художников

В статье «3 вопроса о пленэрах» читайте о том, когда и куда пойти на пленэр, а также как находить сюжеты для зарисовок! А еще всем рекомендую вот эту книгу про скетчинг на улице, несмотря на ее дизайнерскую направленность:

Книга Книга «Уличный скетчинг. Как использовать наброски от руки в профессиональном дизайне»

 

6 Comments Добавьте свой

  1. Хорошо и интересно

    Нравится

  2. Красиво. И цветок по- прежнему в волосах)))…

    Нравится 1 человек

    1. Спасибо! Да, я с ним не расстаюсь =)

      Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s