Узорчатая Русь Бориса Кустодиева

Живопись КустодиеваЕсли и может существовать «праздник, который всегда с тобой», то искать его нужно не в Париже, а в российской глубинке с картин Бориса Кустодиева, самобытного художника рубежа XIX-XX веков. Кажется, что пресловутая передача объема волнует мастера в последнюю очередь: реализм приносится в жертву безудержной, кричащей декоративности. Пока дородные булочники, румяные купчихи, нарядные мещанки танцуют, чаевничают, катаются на лошадях, кажется, что за кадром звучит разбитная русская плясовая с присвистом и прихлопом. Некоторые картины напоминают павлопосадские платки, некоторые – жостовские подносы или палехские шкатулки.

Борис Кустодиев, Яблоневый сад
Яблоневый сад

К слову сказать, Кустодиева действительно вдохновляла декоративно-прикладное творчество, во многих его работах расшитые шали и пузатые расписные чайники играют не менее важную роль, чем их хозяева. Роскошный узор становится полноправным персонажем картины, но не гасит остальное изображение, а почти что выходит на уровень картины в картине.  Так достигается умеренная и умышленная плоскостность. А еще за счет нарушения законов цвета и композиции: привычные нам переливы мягкого голубовато-розового оттенка у линии горизонта порой заменяются на обезумевший ультрамарин или кислотный зеленый. Столь любимым художниками «воздух» вытесняется броскими деталями – каждую из них Кустодиев с удовольствием «смакует» и ни за что не променяет на самую совершенную свето-воздушную перспективу. Поэтому кажется, что нет заднего плана, нет глубины, зато есть любование жизнью, человеком, народным творчеством и «варварская драка красок», по словам Александра Бенуа.

Автор работал и в двух столицах, и в Ярославской и Костромской области, но город на всех его картинах кажется единым пространством, как две капли воды похожем на гоголевскую Москву из «Арабесок»: «Москва всегда едет, завернувшись в медвежью шубу и большею частию на обед», она «ночью вся спит, а на другой день, перекрестившись и поклонившись на все четыре стороны, выезжает с калачами на рынок». «На гуляниях в Москве всегда попадется в самой середине модной толпы какая-нибудь матушка с платком на голове и уже совершенно без всякой талии», – разница в том, что у Кустодиева эта самая толпа полностью состоит из таких колоритных «матушек» в платках. Помимо декоративно-прикладных искусств Кустодиев изучал парсуну, лубок, вывески – из влияние тоже чувствуется в его «славянофильском» творчестве.

Любимым жанром художника была не только бытовая сценка, но и портрет. В ранних картинах это нежные импрессионистичные образы в стилистике Серова или Репина, но очень рано начинают «вылезать вперед» узоры на одежде или же задний план с церквями и ярмарками, как в знаменитом «Автопортрете» и «Портрете Ф.И. Шаляпина».

Кустодиев, как и многие художники этого периода, проявлял интерес к театру и работал над оформлением опер («Снегурочка», «Царская невеста» и драматических спектаклей «Гроза» Островского, «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, «Блоха» Замятина). А вообще, если искать мир Кустодиева в литературе, то он обязательно отыщется в купеческих комедиях Островского с их «густым» и красочным бытом.

Борис Кустодиев, Тула. Эскиз декорации для постановки пьесы "Блоха"
Тула. Эскиз декорации для постановки пьесы «Блоха» Замятина (по рассказу Лескова «Левша»)

В каком бы жанре не работал мастер, его кисть узнается за версту. И дело здесь не только в сочных декоративных эффектах, но и в безграничном интересе и любви к культуре своей страны.

banner_kollage_osipovich (1)

Читайте также: Расписной Новый год

 

 

15 Comments Добавьте свой

  1. Уведомление: « — ArtToday
  2. Судя по автопортрету, Кустодиев переродился и в нашем веке в виде Дмитрия Пескова. 😀

    Нравится 1 человек

  3. Замечательный художник! Прекрасные репродукции и текст!

    Нравится 1 человек

  4. Ощущение чего-то шагаловского в «Карусели» Кустодиева… или наоборот: что-то кустодиевское — в Шагале. Лишь моё впечатление.

    Нравится 1 человек

    1. Наверное потому, что Шагал тоже тот еще декоративист))

      Нравится

  5. Penelopa Urgumova:

    Портрет Шаляпина потрясающий

    Нравится

  6. zenocrat:

    The passionate and creative dialogue between past and present is as challenging to artists in contemporary Russia as it is to artists here. You are doing a great work. Congratulations for your beautiful blog!

    Нравится 1 человек

  7. и ведь Кустродиев писал Нечерноземье, а как народа много, тут же как то летом съездили к Кутулукскому водохранилищу огромному, до того как оно зацвело, степь вся в пшенице и до до горизонта пусто, вам бы в такие места самой забраться
    .https://gregorkon.wordpress.com/2013/03/02/231/
    А над вдх. церковь на холме

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s