Как научиться рисовать человека?

Портрет, анатомия человекаПортрет в глазах начинающих живописцев — высшая ступень мастерства, а изображение фигуры в движении (а то и во взаимодействии с другими персонажами картины!) — и вовсе нечто из серии «у-меня-так-в-жизни-не-получится». Иной художник может годами опасливо обходить гипсовые торсы в магазинах для творчества, обливаться холодным от каждой просьбы друзей или приятелей о портрете и считать лучшими моделями яблоки и персики (ведь они не двигаются!).

Если Вы решили побороть, наконец, свою робость — не обойтись без достойного академического курса, это начало всех начал. О том, почему — читайте в статье «О божьем даре и яичнице». Тем, у кого такой возможности нет, рекомендую такую программу (иллюстрации не всегда удачные, зато мои, настоящие, а не отличников Суриковки):

1. База. Берем себе в помощники много-много терпения и книгу по академическому рисунку. Я советую вот эту:

«Рисунок. Основы учебного академического рисунка». Николай Ли

Готовьтесь обложиться анатомическими атласами и изучить всё, что проспали на уроках биологии — черепа, скелеты, мышцы, сухожилия. Просто рисовать то, что видишь — моветон, это лишит рисунок убедительности, а изображаемого человека — правильной дислокации носа и бровей. Художник-портретист — всегда немножко медик! Заучивать названия всех «деталей конструктора» совсем необязательно, а вот уметь мысленно собирать из косточек руку или ногу будет полезно. Последовательность изучения такая: голова,  тело, кисти рук, ступни.

2. Скульптура. Теперь, когда увесистая стопка ваших рисунков стала похожа на заметки патологоанатома или маньяка-расчленителя, начинается самое интересное. Берем скетчбук и набор карандашей и идем в Пушкинский, Эрмитаж или любой другой музей, где есть скульптуры. Эти гипсовые и бронзовые ребята станут вашей компанией в ближайшие месяцы (о том, как не разориться на музеях, читайте в статье «Лайфхак для художников: зачем вступать в Профсоюз?«). Их преимущество — в обнаженности, неподвижности и в том, что они не просят каждые десять минут показать, «что там получается». И к тому же, молча и безразлично проглотят любую обиду, будь то ноги как у кузнечика или голова с арбуз. Не бойтесь разбирать древних греков на куски (в переносном смысле слова, само собой) — рисовать отдельно головы, руки и ноги. А еще ставить себе временные рамки, постепенно сокращая их с получаса до пяти минут на одну зарисовку.

3. Обнаженка. За эти два этапа вы прокачаете свой скил достаточно для того, чтобы отправиться на обнаженку. В Москве такие занятия найти довольно просто, и стоят они по-человечески: около 300 рублей за два часа. Преподавателей как правило нет, и все собранные с художников деньги обычно отправляются в карман модели (как только на ней появляется одежда с карманами). Вот, например, занятия, которые посещаю я: https://vk.com/nobull. Модель меняет позу каждые 10-15 минут, и поначалу Вы будете успевать лишь набросать пару кривых ног, парящую над ними голову и предаться зависти более шустрым рисовальщикам, а последнюю минуту потратить на отчаяние и самобичевание. А еще будете опасливо озираться по сторонам, боясь увидеть полный презрения взгляд какого-нибудь мэтра живописи, насмешливо взирающего на Ваши потуги. Пустые страхи: все поглащены лишь собственной работой. Концентрируемся, собираем в кулак все академические навыки и рисуем-рисуем-рисуем! Очень скоро придет день, когда Вы впервые закончите набросок раньше, чем модель успеет сменить позу, а это успех!

4. По фотографии. Теперь рекомендую немного попрактиковаться с копированием других художников и рисованием по фотографии: начните с  портрета любимого актера, двигайтесь в сторону усложнения, закончите изображением момента командной спортивной игры — футбола, волейбола, баскетбола. Попробуйте изобразить парный танец. На мой взгляд, это самое сложное. Добавляете цвет. Сначала акварель, затем масло. Возвращайтесь в Пушкинский и на обнаженку с другими материалами: маркеры, цветные карандаши, сангина, пастель, уголь. Забудьте о портретном сходстве. Главное сейчас — держаться в рамках анатомических правил. Час Вашей творческой свободы пробьет тогда, когда когда верная анатомия сама будет ложиться на рисунок, а Вы сможете играть с ней так как душа пожелает. И вовсе не обязательно она будет желать именно фотографической точности! Потому что откроет для себя другие, куда более интересные возможности портрета.

5. Хомо одетус. Ну вот Вы и доросли до портретов друзей (хотя, конечно, попытки можно начинать и раньше). Берите в оборот самых терпеливых и имеющих яркие черты внешности — с ними работать по объективным причинам проще. Пусть сначала это будет голова, потом — бюст, портрет по пояс и, наконец, во весь рост. Теперь от портретного сходства не сбежать — всё-таки друга рисуете!

6. А что дальше? Я хотела бы закончить статью фразой: «Ну вот Вы и научились рисовать человека…». Но ни за что этого не сделаю, потому что Вы не научились и никогда не научитесь. Из всех существующих в живописи бесконечностей самая бесконечная — человек, и достичь вершин совершенства в его изображении за всю историю живописи смогли лишь несколько художников. Вся соль — в постоянном процессе самосовершенствования. Выхватывайте людей в движении на матчах и танцевальных мероприятиях, рисуйте «из головы», пишите сложные многофигурные полотна… Главное, что портрет теперь действительно Вам по зубам. Удачи!

Читайте также: 

Портрет. От Античности до Маньеризма

Портрет. XVII-XX века

12 Comments Добавьте свой

  1. Прекрасная статья, великолепно написана. Из рисунков осовбенно впечатлил Давидик — забавно! А в конце появились краски — почему? Разговор ведь шел о рисунке, а не о владении цветом.

    Нравится 2 людей

    1. Я в 4 пункте пишу о том, что можно начинать подключать цвет. Но это опционно) Просто так интереснее =) Лично я вообще не люблю рисунок, для меня он существует не самостоятельно, а лишь как первый этап написания картины (и то необязательный).

      Нравится 1 человек

      1. Мне так и показалось, судя по Вашим акварелям, и акварели очень понравились. Я не критикую, Б-же упаси, а просто примерила на себя и подумала, если бы мне вот так, поступенно, обьяснили технику само-обучения рисунку, то наверно захотелось бы и к работе с цветом получить такой же прекрасный самоучитель.

        Нравится 1 человек

        1. По работе с цветом тоже планирую написать в будущем) Только в другом формате =)

          Нравится 1 человек

          1. Будем ждать и надеяться 🙂

            Нравится 1 человек

  2. Спасибо, очень актуально для меня 🙂

    Нравится 1 человек

  3. Не умею рисовать и даже пытаться не буду, однако статью прочитала с превеликим удовольствием — так мастерски написана! Рассылочку сделала кое-кому из друзей, им точно пригодится!

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s