Выставка: Roma Aeterna

Религиозная живопись, бароккоВатиканская пинакотека похожа на сам Ватикан — маленькая, но значительная. Всего около 460 картин на религиозные темы, в их числе — работы Джотто, Караваджо, Беллини, Лукаса Кранаха старшего, Рафаэля, Да Винчи, Тициана, Веронезе и других преимущественно итальянских мастеров. На выставку в Третьяковской галерее попала почти одна десятая часть ватиканских сокровищ.

Для меня главным открытием стали фрески художника XV века Мелоццо да Форли, музыкальные во всех смыслах слова: и по сюжету (ангелы, играющие на инструментах) и по задумчиво-мелодичному и интровертному настроению картины. Когда смотришь на полностью поглощенных игрой златокурых персонажей, в голове звучат смычки и струны — эффект, который на многих производят абстрактные композиции Кандинского, но в фигуративном варианте.

Как мы знаем, византийская, а в след за ней и русская религиозная живопись столь строго следовали канонам, что практически остановились в развитии и существовала отрешенно от живописных открытий светских художников. Но к католической ветви это не относится. Духовная живопись не просто поспевает за светской, но часто даже сама указывает ей путь. Вокруг лохматое Средневековье — в живописи тоже (Mаргаритоне д’Ареццо, Святой Франциск Ассизский), на дворе Возрождение — иконопись не отстает (Джованни Беллини, Оплакивание), в моде барокко — ангелы и младенцы становятся пухлее и слащавее (Федерико Фьори, «Отдых на пути в Египет»). И так далее. Весь этот путь можно проследить на выставке Roma Aeterna, хотя она и завершается на начале XVII века.

Помимо религиозных работ представлены единичные картины с другими сюжетами, например, аллегория  «Фортуна» Гвидо Рени.

Гвидо Рени, Фортуна
Гвидо Рени, Фортуна

Или серия работ Донато Крети в духе рококо и Просвещения одновременно, которая кажется и вовсе противопоставленной христианской тематике. Каждая картина изображает наблюдение за планетами, причем скорее в духе галантных празднеств Ватто — неотягощенные научными познаниями барышни в манерных позах и их не менее тепличные кавалеры наблюдают за небесными телами, написанными с максимально возможным сходством с оригиналом. Теперь я каждому, кто считает искусство бесполезным с практической точки зрения, я буду приводить в качестве контраргумента эту серию: автор написал ее с целью способствовать открытию обсерватории, и, что самое интересное, правительство прислушалось к его мнению, взглянув на полотна!

Донато Крети, Астрономические наблюдения
Донато Крети, Астрономические наблюдения

А вот книга о Пинакотеке Ватикана для тех, кому не нужно доказывать пользу живописи:

«Пинакотека. Ватикан»

Roma Aeterna, Пинакотека Ватикана

Место: Третьяковская галерея. Лаврушинский переулок, 12
Даты проведения: 25 ноября — 1 марта
Сайт: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions6156

Читайте также о других выставках февраля!

3 Comments Добавьте свой

  1. Мелоццо да Форли действительно великолепен!

    Нравится 1 человек

  2. Reblogged this on Открытия с Ольгой Герасимовой and commented:
    Духовная жизнь католиков, или Что нынче в моде
    «Вокруг мрачно-лохматое Средневековье — в живописи тоже (Mаргаритоне д’Ареццо, Святой Франциск Ассизский), на дворе Возрождение — иконопись не отстаёт (Джованни Беллини, Оплакивание), в моде барокко — ангелы и младенцы становятся пухлее и слащавее (Федерико Фьори, «Отдых на пути в Египет»)»

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s