Слово об истории красок

Истрия красокПришел, увидел, купил, выдавил на палитру — так в четырех простейших этапах можно описать современные отношения между художником и краской. Родись наш герой в первобытные времена, ему пришлось бы сначала ползать по земле в поисках глины нужного цвета или растирать камнями природные пигменты, чтобы из килограмма жучьих скорлупок получить пару мазков краски. Для росписи пещер древние креативщики использовали природный минерал — охру, к которой добавляли животный жир для большей стойкости краски (именно это помогло первым картинам сохраниться в течение тысячелетий) и уголь для получения более темных оттенков. Цвета дифференцировались в зависимости от назначения рисунка: желтую охру использовали для украшения жилища, красная имела сакральный смысл и была нужна для погребальных ритуалов.

Наскальная живопись, Пещера Ласко
Пещера Ласко

Египтяне добавили на палитру ртутную ярко-красную киноварь, которая стала потом чрезвычайно популярна в Древней Руси, пурпурную краску, которую делали из улиток (не одни они пали жертвами искусства: на поле производства кармина полегло немало жуков кошинели). А пока одних насекомых растирали в порошок, другим поклонялись. Речь идет о священных скарабеях — лишь они одни удостаивались чести быть изображенными ляпис-лазурью (она же — натуральный ультрамарин). Причиной такой избирательности в применении этой  краски стали баснословные цени на нее, но игра стоила свеч, ведь рисунки и по сей день поражают своей яркостью. А самыми дешевыми красками были белила, которые создавались из истертой извести, и черная, для которой по-прежнему использовали сажу и уголь. Натуральный жир египтяне заменили полимерными веществами.

Древнеегипетская иллюстрация к
Древнеегипетская иллюстрация к «Книге мертвых»

А тем временем наш китайский брат изобрел бумагу и подался в акварелисты, добавив к красящим веществам и маслам в составе красок еще несколько составляющих: воду, глицерин и сахар.

Возрождение стало апофеозом масляных красок. Для их изготовления использовали льняное, ореховое, маковое масла. Несмотря на их стойкость, некоторые мастера хранили верность краске на основе казеина или яичного белка. Из-за особенностей химического состава белковые краски конфликтовали с масляными, что стало причиной скоропостижного разрушения «Тайной вечери». Леонардо да Винчи смешал их в одной картине, не догадываясь о последствиях.

Леонардо да Винчи, Тайная Вечеря
Леонардо да Винчи, Тайная Вечеря

А тем временем некоторые виды оттенки по-прежнему ценились на вес золота. Например,  ляпис-лазурь, знакомую нам по египетским скарабеям, художники заказывали в восточных странах только в том случае, если заказчик заранее оплачивал краски. Кто-то должен был положить этому конец. Кем-то стал немецкий физик Дисбах, который в XVIII веке, ища способы улучшения качества краски, неожиданно для себя самого создал берлинскую лазурь, которая заменила собой натуральный ультрамарин. Так началась эра пятидесяти оттенков синего: вслед за берлинской лазурью на рынке появились кобальтовая синька и французский ультрамарин.

Ван Гог, Звездная ночь над Роной
Ван Гог, Звездная ночь над Роной

Сложно поверить, но в то время профессия живописца была не менее вредна и опасна, чем работа на химическом реакторе; неизвестно, скольких великих художников выбрали бы другое поприще и оставили бы нас без своих шедевров, знай они об этом! Теперь вместо улиток и жуков они приносили в жертву свой собственный организм. Например, изумрудно-зеленая краска представляла собой гремучую смесь: она состояла из мышьяка, уксуса и окиси меди. Существует мнение, что именно зеленые стены в доме на Острове Святой Елены стали причиной смерти Наполеона Бонапарта. Но шли годы, составы совершенствовались, мышьяк в составе киновари и свинец в составе красного сурика заменили на безопасные вещества. Развитие химии не только облегчило жизнь художников, но и сделало ее безопаснее. Хотя некоторые ретрограды по старинке растирали пигмент самостоятельно, в целом краски стали предметом массового производства, и теперь большинство живописцев не видит жизни без цветных металлических тюбиков.

Краска в тюбике

На сегодняшний день пальму масляного первенства держат французские, итальянские и петербургские краски. Последние выгодно отличаются от европейских аналогов своей приятной ценой и возможностью поддержать отечественной производителя (в современных российских реалиях она выпадает нечасто). Мне, например, нравятся недорогие и качественные краски Ладога, которые служат мне верой и правдой, не высыхая, уже несколько лет.

Читайте также: Выбираем материалы для акварели

7 Comments Добавьте свой

  1. Спасибо за такое ясное и интересное изложение!

    Нравится 1 человек

    1. Вам спасибо за отзыв =)

      Нравится

  2. Уведомление: « — ArtToday

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s