О божьем даре и яичнице

художник-дилетантКак отличить шедевр от ширпотреба? Бриллиант от стекляшки? Не спутать, как говорится, божий дар с яичницей?

Разница бросится Вам в глаза, если Вы, выйдя из Третьяковской галереи на Крымском валу, заглянете в близлежащие торговые ряды, где художники выставляют свои картины на продажу. Что мы видим? Очень яркие, сочные, ненатуральные краски, избитые романтические сюжеты, перетекающие из картины в картину, от художника к художнику (словно фольклорные прибаутки, которые передаются из уст в уста), иногда — очевидные ошибки в перспективе, особенно в портрете, не всегда заметные неопытному зрителю. «Постойте, — скажете Вы, — но ведь в той же Третьяковке на Крымском выставлено множество работ, выполненные с явным пренебрежением к перспективе и академическим правилам!». Дело вот в чем: каждый из крупных художников начинал с азбучных знаний — композиция, рисунок, перспектива. Он изучал и скрупулезно следовал своду правил, сковывающих бедолагу по рукам и ногам. Чтобы, настрадавшись всласть, потом демонстративно отвергнуть все полученные навыки, заявив о себе миру как о художнике-авангардисте/кубисте/супрематисте. Это путь Ван Гога, Сальвадора Дали, Каземира Малевича — да и каждого «бунтаря», возглавившего революцию против академических догм, которые набили ему оскомину. Строго говоря, история этой революции и есть история живописи.


Дилетант же отвергает правила, толком с ним не познакомившись, или же вовсе не догадывается об их существовании. Он берется за пресловутый портрет девочки, стоящей по колено в воде (такой сюжет можно найти в доброй половине живописных лавок Москвы), не изучив тонкостей человеческой анатомии. Цвета, данные природой, кажутся ему недостаточно выразительными, и он выдавливает на палитру полтюбика самого ядовитого зеленого, флюоресцентного голубого и ядреного желтого — кашу маслом не художник-дилетантиспортишь! В подобных лавках всегда можно встретить одни и те же картины: мастер ведет учет самых популярных сюжетов и предусмотрительно дублирует их сразу в нескольких экземплярах, тужась изобразить его как можно более похожим на фотографию. «Вот эту работу хорошо берут!» — рекомендует мне свое творение один из таких художников (фраза, которую ожидаешь услышать в магазине мобильных телефонов, но никак не в салоне живописи). Самое удивительное, что мастер не кривит душой, когда заявляет о высоком спросе на товар, ведь именно такие картины востребованы среди большинства любителей прекрасного: они ярки, понятны, натуралистичны (даром что грешат грубыми ошибками — их заметит далеко не каждый зритель).

Конечно, речь идет не обо всех выставленных на продажу полотнах, среди них тоже немало перлов! Чтобы научиться с первого взгляда отличать настоящую живопись от конъюнктуры, как драгоценный камень от подделки, нужен хороший вкус, немного практики (причем первый пункт — дело наживное, являющееся следствием второго) и хорошая литература по искусству. Например:

«Пойми, почему это шедевр», Франсуаза Барб-Галль

Читайте также: За сколько продавать картины?

10 Comments Добавьте свой

  1. да, разрыв забавный — с учетом того, что даже на месте наши обыватели не стоят, а происходит активная дебилизация людей

    Нравится 1 человек

  2. Катюшка, я тебя обожаю… читаю с удовольствием. Прости, что не всегда кликаю, приходится решать уйму вопросов с переносом авторов Парнаса на новое место, люди, друзья, оказались в непростой ситуации, с разной подготовкой, моя задача на сегодня утрясти все эти вопросы и сохранить сообщество…Вернусь сюда при любом раскладе, не хочу тебя потерять… С уважением, Полли.

    Нравится 1 человек

    1. Спасибо большое! Мне очень дорог каждый читатель! 🙂

      Нравится

  3. И смешно, и грустно, как говорится… К сожалению, и в музыке сейчас творится то же самое. Главное, найти адекватных единомышленников в своем деле и смело говорить правду (как это прекрасно делаете Вы:) ). Спасибо за пост!

    Нравится 1 человек

    1. Спасибо Вам за отзыв! Я думаю, это в определенной мере касается всех видов искусств, потому что эра потребления накладывает, конечно, свой отпечаток на общественное сознание. В том числе и на восприятие культуры.

      Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s