Если искать проявления декаданса в живописи, то М.А. Врубель – первый кандидат в представители этого направления. Его образы существуют будто «по ту сторону добра и зла», границы между ангелами и демонами размываются, как переходы между цветов в акварельной технике. То же самое происходит в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел», где Мадиэль – это и посланник и рая, и ада в одном лице, а Рената то погружается в чернокнижие, то уходит монахиней в монастырь. Кажется, что художник и писатель искали вдохновение в одних и тех же источниках: в «Демоне» Лермонтова и в «Фаусте» Гете, который появляется на страницах вышеупомянутого брюсовского романа, на триптихе Врубеля «Фауст» и в его панно «Полет Фауста и Мефистофеля».
Брюсов, в первую очередь – поэт, он не обделил стихотворным вниманием своего живописного вдохновителя, посвятив ему, следующие строки (когда Врубель уже находился в психиатрической лечебнице), которые легко вплетаются в канву холстов художника:
…Нам недоступны, нам незримы,
Меж сонмов вопиющих сил,
К тебе нисходят серафимы
В сияньи многоцветных крыл…
…И в час на огненном закате
Меж гор предвечных видел ты,
Как дух величий и проклятий
Упал в провалы с высоты.
И там, в торжественной пустыне,
Лишь ты постигнул до конца
Простертых крыльев блеск павлиний
И скорбь эдемского лица!
Демоны Брюсова и Врубеля – это падшие ангелы, поверженные, иногда обескрыленные, но не утратившие связь со своими райскими корнями. «Ты – ангел или дьяволица?» вопрошает поэт в «Девятой Камене», а художник – в картине «Царевна-Лебедь».
Эта болезненная раздвоенность, слом всего сущего стал смысловым центром и многих других полотен Врубеля, поэтому «Ангел с кадилом и свечей» как две капли воды похож своим смуглым (что уже странно для существа небесного) ликом на «Демона поверженного».
Художник постоянно отвлекался на любимую тему даже во время росписи Киевских храмов и церквей, которые заказывали ему иконы, несмотря на его одиозную и ошибочную славу богохульника.
Врубель был буквально одержим демонами, сидящими, летящими и павшими, с их шапками черных кудрей и бездонными глазами, обезумевшими от отчаяния и любви (иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон»).
Возможно, именно этот философский раскол, романтическая раздвоенность и надломили психику художника, приведя его в писхиатрическую лечебницу Усольцева. Жизнь Брюсова сложилась иначе: он отошел со временем от своих мистических поисков истины, отрекся от символизма, оставил образ мага-чернокнижника, которого в народе звали «колдуном с Сухаревской башни», и бросился в распростертые объятия советского правительства.
Ближе познакомиться с творчеством Врубеля Вам поможет альбом о творчестве мрачного гения:
Альбом «Врубель», Н.А. Дмитриева |
А со всем разнообразим прозы и лирики Брюсова – от символизма до просоветской поэзии – можно познакомиться во всеобъемлющем собрании сочинений автора:
Валерий Брюсов. Собрание сочинений в 7 томах |
Читайте также: 5 картин к Хэллоуину
Если статьи в блоге Вам полезны, буду благодарна за взнос любого размера. Осуществить перевод можно через ЯндексДеньги, Qiwi-копилку или PayPal, воспользовавшись банковской картой или электронными платежными системами.
Reblogged this on Открытия с Ольгой Герасимовой and commented:
Две жизни. Две судьбы
НравитсяНравится
Красота. Эстетическое наслаждение ваш блог.
НравитсяНравится 1 человек
Олег, спасибо, очень приятно такое читать =)
НравитсяНравится 1 человек
неужели есть кто-то кто сейчас читает Брюсова? список можно продолжить — Бальмонта, Белого, вот за Волошина я как-то не переживаю с его Коктебелем всегда найдутся охотники, он был в офлайне, а вот первые три…
НравитсяНравится 1 человек
Не знаю, я читаю всех вышеперечисленных) На каждую книгу есть свой читатель, если это хорошая литература))
НравитсяНравится
трудновато сегодня человеку, которы Бальмонта читает
НравитсяНравится
Не понимаю: почему? Как это мешает в жизни? Вроде бы, я никакого вреда от этого не получила пока. Или он поджидает меня где-то, где я не ожидаю его найти?))
НравитсяНравится
эстетика начала прошлого века ИМХО делает современного человека слабее, мы гораздо безжалостнее, чем наши предки
НравитсяНравится
Я надеюсь, Вы так шутите)))
НравитсяНравится
сам бы хотел шутить на эту тему, но искусство России начала 20 века было очень многообразным — вот про Горького или Андреева так не скажешь, все-таки их Ницше формировал, а Брюсов….
НравитсяНравится
Может, поэтому люди и стали более безжалостны. Но не все. А только те, кто перечитал Ницше и ему подобных.
НравитсяНравится
Ницше тоже не воспитывал отрицательных героев, Джек Лондон, выросший на его книгах, штурмовал белое безмолвие Аляски и спокойно шел к людоедам Тихого океана, вообще роль книг в тех трендах, которые идут по обществу преувеличена. Как к примеру повлиял тот же Гарри Поттер на легализацию гомосексуализма? Никак. Просто кто-то пользуется модными авторами для социальных экспериментов http://xaustov.livejournal.com/138991.html Там каждое лыко во строку
НравитсяНравится
Неожиданно, честно говоря. Екатерина, а можете указать произведения или, хотя бы, цитаты Ницше, так возмутившие Вас?
НравитсяНравится
Его идея сверхчеловека, деление на людей сильных или иначе — достойных того, чтобы жить, и слабых, жизни недостойных. Падающего — толкни. Вот одна из его основных идей
НравитсяНравится
Это очень поверхностное понимание Ницше. Идея сверхчеловека — это идея преодоления себя. Каждый должен стараться поднимать свою планку, «прыгнуть выше головы», подняться над самим собой прежним, и в этом смысле — стать сверхчеловеком.
НравитсяНравится
Каждый волен понимать по-своему =)
НравитсяНравится
Конечно, волен:)))
НравитсяНравится 1 человек