Скромное обаяние Барбизона

Барбизонская школа, цитата

«Буду спрашивать всё – от бизона до барбизона!» – угрожающим тоном заканчивала урок учительница МХК, каждый раз оставляя притихший класс в самом подавленном состоянии. А подавлены мы были не только страхом перед предстоящим допросом, но и собственной трусостью: опять постеснялись спросить, что же такое «барбизон» и при чем тут «бизон»! Ясно было только одно: нужно зубрить учебник от корки до корки. Однажды какой-то бравый смельчак отважился на дерзкий вопрос, и туман рассеялся. Оказалось, что «бизон»  это любое копытное животное, изображением которого первобытный человек выражал свои творческие порывы на стенах пещеры. А вот «барбизон»  это сокращенное название Барбизонской художественной школы, занимавшейся тем же, чем и неандерталец-креативщик: запечатлением увиденного при помощи изобразительных средств. Поменялись сами средства, стена пещеры постепенно трансформировалась в холст, изменилась цель творчества, бизон стал не единственным (и отнюдь не частым) персонажем картины. Словом, своей заумной фразой учительница призывала нас знать историю искусств от А до Я, от Альфы до Омеги.

Но вернемся к нашим бизонам-барбизонам. Животных мы оставим для другой статьи, а сейчас поговорим о Барбизонской школе.

Локация: деревня Барбизон в центральной части Франции.

Время существования: вторая треть XIX века.

Основные представители: Диаз де ла Пенья, Шарль-Франсуа Добиньи, Жюль Дюпре, Жан-Франсуа Милле, Теодор Руссо.

Любовь к природе Франции, выраженная склонность к реалистическому изображению и общая тематика работ (пейзаж)  вот что связывало художников друг с другом. До этого основных подходов к написанию природы было два: академизм (где пейзаж – лишь фон для настоящего героя картины  человека) и романтизм (другая крайность: пейзаж вычурно-красив и/или неестественен). У барбизонов всё проще. Чуть покосившаяся мельница, отара овец на солнечно-охристой дороге, натурально зеленые деревья без «ГМО». Люди смотрятся естественно, они словно случайно забредают в пейзаж и столь же легко выходят из него.

«Если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе», – сказали барбизонцы и вышли с красками на пленэр – на этюды, с которых потом писали картины в ателье (до этого художники творили в четырех стенах). Импрессионисты подхватили тренд и пошли еще дальше – пошли с мольбертами и холстами, писать полноценные картины маслом (неслыханное дело!) прямо на улице. Так «школьники» объединения, сами того не осознавая, совсем скоро стали учителями – учителями импрессионистов. До России тоже докатилось реалистическое эхо – шелестом золотой левитановской листвы, весенним криком саврасовских грачей и вязким шлепаньем крестьянки по затопленной дороге с картины «После дождя» Федора Васильева.

Хотите познакомиться с направлением поближе? Тогда рекомендую книгу «Барбизонская школа»:

«Барбизонская школа» Джесси Рассел

Читайте также: Опрос: Ваш любимый художник?

8 Comments Добавьте свой

  1. Васильева увидела впервые — спасибо!!!! Это великолепно 🙂

    Нравится 2 людей

    1. Спасибо! А я влюбилась в творчество Добиньи, пока выбирала картины для статьи))

      Нравится 2 людей

  2. Картины для вашей статьи подобраны замечательно.

    Нравится 1 человек

  3. Статья отличная, картины великолепны — и смешная очепятка есть =) «(неслыханное дело!) прямо на уШице.»

    Нравится 1 человек

    1. Спасибо, исправлю сейчас)

      Нравится

  4. Reblogged this on I'm different and commented:
    Давным-давно изучал Историю искусств… Как всё знакомо и История и пленэры…

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s