Устами истфака об искусстве. Часть 1

Сквозь гущу исторических событий протянуты тонкие нити искусства — они не всегда заметны с первого взгляда, но, продираясь от даты к дате сквозь толщу веков, о нити эти нельзя не споткнуться. Трое выпускников исторического факультета рассказывают об их самых ярких открытиях, сделанных на границе двух дисциплин (если вообще можно говорить о какой-либо границе).

 

Дмитрий КалининДМИТРИЙ КАЛИНИН

МГУ, кафедра исторической информатики

«Вы помните Гернику?» — спросили рейхсминистра авиации Германа Геринга в 1946 году на Нюрнбергском процессе. — «Да, помню, это было нечто вроде пробы сил нашей авиации». Весенним днем 26 апреля 1937 самолеты немецкого легиона «Кондор» совместно с бомбардировщиками итальянских ВВС сбросили на беззащитный баскский город 22 тонны бомб. Бомбардировка и последовавший за ней страшный пожар, который бушевал всю ночь, разрушили бóльшую часть города и унесли жизни сотен мирных жителей.

Человечество ещё не знало, что это была только разминка фашизма в преддверии более масштабных преступлений. Тогда правительство республиканской Испании решило представить на всемирной выставке в Париже картину, которая открыла бы всему миру глаза на бесчеловечность франкистов и их союзников. На призыв республиканцев написать такое полотно с энтузиазмом откликнулся уже известный в то время художник Пабло Пикассо. Он стоял за мольбертом по 10-12 часов в сутки и выполнил заказ всего за месяц. Позже художник отмечал: «В те страшные дни я писал «Гернику» будто на одном вздохе, не зная ни дня, ни ночи, ни покоя. Все думают, что «Герника» написана кистью. Нет, она написана сердцем». Полотно было таким огромным, что не влезало в студию, и его пришлось наклонить. На нем Пикассо изобразил апокалипсическую сцену пожара, в котором в отчаянье мечутся люди и животные. Черно-белая палитра была выбрана художником не случайно – она придает полотну документальную достоверность газетной фотографии. Композиция картины только на первый взгляд кажется хаотичной – каждая фигура на ней глубоко символична. «Герника» стала настоящим обвинением в адрес фашизма и одним из величайших антивоенных шедевров в истории живописи…

Пабло Пикассо, Герника и зрители
Пабло Пикассо, Герника

Когда в 1940 году немцы заняли Париж, в мастерскую Пикассо пришли сотрудники гестапо. На его рабочем столе они обнаружили репродукцию «Герники». — «Это вы сделали?». «Нет, — ответил художник, — это сделали вы. Можете взять себе на память».

 

Анна Цыпкина

АННА ЦЫПКИНА

МГУ, кафедра средних веков

Самым сильным открытием за время изучения искусства для меня стало случайно мной обнаруженное родство готической и византийской архитектур, о котором узнала, неожиданно и вдруг задумавшись над вопросом, почему мне нравятся византийские и готические храмы одновременно. На первый взгляд казалось бы: они такие разные! Оказалось, нет. Они отвечают одним и тем же задачам, преследуют сходные цели. И те, и другие бережно относились к организации пространства. Несмотря на размеры и почти по-римски подавляющее величие, человек не чувствовал себя потерянным внутри: и западноевропейские готические соборы, и византийские крестово-купольные храмы выражали одинаковое стремление к гармонии. И кто бы сразу догадался, что сияющий и благодаря своим сорока окнам как будто парящий купол Софии Константинопольской — образец для византийских архитекторов — может быть сродни устремлённой ввысь изящной готике как по динамике, так и по световым решениям?

Лёгкость, наполненность светом и логическое единство пространства, чёткость и чистота линий – своего рода расцвет христианской эпохи и христианской архитектурной мысли. Каждый из храмов передавал единый и целостный образ. Не зря яркие готические витражи перекликаются с цветными византийскими мозаиками – говорят, что именно на христианском востоке «училась» готика. И каждый из храмов, и византийский, и готический «настраивал» человека на созерцание и рефлексию.

 

Игорь МитрофановИГОРЬ МИТРОФАНОВ

МГУ, кафедра исторической информатики

В одном из диалогов Ксенофонта Сократ обсуждает живопись с Паррасием, выдающимся древнегреческим художником. Собеседники приходят к выводу, что на картине обязательно следует отражать не только внешнюю оболочку вещей, но и неуловимые движения души. Показать невидимый внутренний мир человека через взгляд, позу и выражение лица — задача, на первый взгляд, невыполнимая. Именно поэтому с древнейших времён и до наших дней ремесло живописца всегда носило отчасти сакральный характер. Не зря художников так часто называют творцами: нанося краски на холст, они переосмысливают всё многообразие нашей жизни и создают завораживающие новые миры, в которых хочется заблудиться и раствориться без остатка.

В Древней Греции такие миры чаще всего строились на фундаменте мифологии. Но хотя античные мастера обращались к одним и тем же до боли знакомым сюжетам, это совсем не мешало им искать и находить новые средства художественной выразительности. Вместо создания десятков новых стилей живописцы того времени доводили свои навыки до совершенства, развивая их не «вширь», а «вглубь».

Античная фреска
Античная фреска

Художники Древней Греции (а потом и Древнего Рима) особенно любили передавать красоту момента, за которым следует развязка мифологического сюжета. Именно тогда борьба характера и эмоций героев доходила до высшей точки, открывая перед живописцем неограниченные возможности творческого самовыражения. Ведь только сложнейший набор приёмов, доведённых до совершенства, мог по-настоящему ярко и убедительно передать молчание, оцепенение, боль и безумную решимость Медеи, когда она собирается убить своих сыновей.

Это безупречное искусство завораживало всех, кто его видел, и античных художников осыпали подарками и почестями, которые были недоступны величайшим философам и математикам того времени.

Читайте продолжение!

17 Comments Добавьте свой

  1. Первую историю, прочитал впервые, спасибо!

    Нравится 2 людей

  2. Интереснейший материал 🙂

    Нравится 2 людей

    1. Спасибо! Рада, что понравилось!

      Нравится

  3. Действительно, очень интересная статья! А ваш сайт меняется статьями или ссылками? Или можно что-то написать для вас? Была бы рада.

    Нравится 1 человек

    1. Спасибо! Отвечу сейчас Вам в фейсбуке)

      Нравится 1 человек

  4. Вон, оказывается, что Пикассо изобразил. А я-то думал, что там Содом с Гоморрой какие-нибудь. 😀

    Нравится 1 человек

    1. Ан нет! На самом деле, картина страшная. Разве что только с «Криком» Мунка сравнится.

      Нравится

      1. Страшная, если знать, о чем она. А так, люди со зверями непонятно чем занимаются и кто-то над всем этим безобразием свечку держит. 😀

        Нравится 1 человек

  5. Устами молодежи. Думающей молодежи. Удачи вам, выпускники!

    Нравится 1 человек

    1. Это уже даже аспиранты, а не просто выпускники =)

      Нравится

  6. Прочитала все комментарии , со всеми согласна,Мне особенно приятно потому что, во -первых они студенты МГУ , в котором училась и я (1956-1961 гг.), а во-вторых так редко встретишь на страницах интернета статьи , написанные грамотно и раскрывающие тему.Спасибо Вам , ребята, и успеха всегда и во всём

    Нравится 1 человек

    1. Здорово, я сама тоже училась в МГУ, только филфаке) Скучаю по нему… Спасибо за отзыв!

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s