Инь и янь. Ар-нуво и ар-деко.

Многим эти схожие по звучанию слова кажутся синонимами. А как обстоят дела на самом деле? Давайте разбираться!

Различие 1. О главномАр-деко и ар-нуво
Начнем с места в карьер — с самого основного. Ар-нуво — это просто синоним модерна, он же — югендстиль и сецессион. «Нет» прямым, резким, мужским линиям, «да» — естественным, мягким, изогнутым, женственным. Это начало Инь в искусстве (сравнение вдвойне уместно, если принять во внимание страсть модернистов ко всему восточному). Просыпается неподдельный интерес к прикладному искусству, элементы которого мастера с легкостью переносят на холсты; доныне никто не решился бы на такую «мешанину».

Густав Климт. Дерево жизни
Густав Климт. Дерево жизни

Ар-деко — совсем другая песня. Песня точёная, геометричная, прямолинейная, резкая, выверенная, порой — грубоватая. Исполняемая мужчиной, а не женщиной. Эклектическая гремучая смесь модернизма (не путать с модерном!) и неоклассицизма. Если ар-нуво — целое направление в искусстве, то ар-деко — лишь течение, которое, к тому же, частично пересекается с ар-нуво. Здесь Вы услышите и отголоски кубизма, и звучный голос футуризма, и чеканные слоганы конструктивизма. В ар-нуво главная роль принадлежит плавным переливчатым линиям, а в ар-деко — цвету, смелым формам, строгой геометрии. Орнаментальность — и там, и там.

Различие 2. Время

Они даже не пересекаются во временном пространстве. Разница — в 11 лет. Ар-нуво — 1885-1914. Ар-деко — 1925-1940.

Различие 3. Трудности перевода

«Ар-нуво» переводится как «новое искусство», «ар-деко» — «декоративное искусство» — изначально название парижской выставки дизайна, которая и дала начало этому направлению.

Различие 4. Образцы для подражания

Ар-нуво вдохновляется готикой, восточным искусством, народным декоративно-прикладным творчеством. Художники ар-деко преклоняли колени перед творчеством давно минувших дней — искусством Древнего Египта, Древней Месопотамии, стран древнего востока и Африки, а также «Русские сезоны» Дягилева и индустриально-технические достижения современности.

Различие 5. Адепты стиля

Ар-нуво: архитектура Виктора Орта и Антонио Гауди, живопись и графика Альфонса Мухи, Густава Климта, Фернана Кнопфа, из русских — Михаила Врубеля, Валентина Серова, Александра Бенуа, Льва Бакста, Ивана Билибина, Константина Сомова, художественного объединения «Мир искусства». Об архитектуре московского модерна читайте здесь.

Ар-деко: скульптура Деметора Чипаруса, мебель Жака-Эмиля Рульманна и Жана-Жака Рато, архитектура Этьена-Луи Буле и Карла Шинкеля.

В итоге…

Они существуют в разных плоскостях, на разных уровнях — направление и течение, поэтому всё же нельзя вот так вот, сплеча, противопоставлять их друг другу как инь и янь, хотя очень уж хочется!

P.S. Упс! Кажется, я запутала Вас еще больше… Или нет?

Вдохновились? Тогда присмотритесь к потрясающей раскраске для взрослых, выполненной в стилистике ар-нуво. Проверено: очень расслабляет и пробуждает креативность:

Раскраска для взрослых Раскраска для взрослых «Магия Ар-нуво. Удивительный мир модерна»

Читайте также: Московский модерн

8 Comments Добавьте свой

  1. Аноним:

    Коротко и ясно))) Хотя тема знакома, прочла с удовольствием. Спасибо!

    Нравится 1 человек

    1. Рада, что понравилось =) Спасибо за отзыв!

      Нравится

  2. Уведомление: « — ArtToday

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s