Акварельная душа Петербурга в картинах Бенуа

Copy of Copy of Copy of Copy of Кажется, меня почти загипнотизировали повторяющиеся квадратики и треугольники, которые неустанно кочуют из полотна в полотно. (7)Поиски души Петербурга всегда неизменно приводят к акварелям Александра Бенуа – как ни крути. Кажется, что этот вид краски был создан специально для изображения города «под морем», крыши которого подпирают собой сизо-каменный свод туч, как атланты – свод Эрмитажа. К слову сказать, Бенуа в 1918 присоединился к мифическим каменным гигантам в роли руководителя галереи и в том же году издал ее обновленный каталог.

Вообще художник не сидел на месте (разве что только когда писал картины): он оформлял постановки Большого драматического театра в Петрограде и позже – «Русских сезонов» Дягилева в Париже, участвовал в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, собрал вокруг себя творческое объединение «Мир искусства», выпускавшее журнал с тем же названием… Кажется, пора сказать «стоп», чтобы не утонуть в цепочках однородных членов предложения. Впрочем, всё это неудивительно для человека, с рождения окруженного творческой атмосферой, ведь в роду Бенуа и до этого загорались звезды дарования. Например, отец художника был известным архитектором – он создал проекты костела в Петербурге, здания вокзала в Петергофе, перестроил «большой» и «шахматный» гроты. Направление деятельности Бенуа старшего не могло не повлиять на сына: недаром в его картинах столько внимания уделяется дворцам, фонтанам и красивым зданиям. По всему видно, как безоглядно художник был влюблен в Петербург и его окрестности, а еще – во французский Версаль. Особенно его влекут красивые и давно ушедшие времена, рассыпающиеся пудрой париков, развевающиеся оборками кринолинов по французским регулярным садам времен Людовика XIV и Петра I.

К слову о Петре I… Прекрасен и в то же время страшен образ северной столицы в иллюстрациях к поэме “Медный всадник”. Холодно-красивый город – в точности такой, каким его изобразил бы сам Пушкин. Кстати, иллюстрации к не менее мистической “Пиковой даме” тоже заслуживают внимания.

Книги с иллюстрациями художника выпускаются до сих пор, например, на ozon.ru появилось вот такое издание:

«Медный Всадник. Пиковая Дама», А.С. Пушкин
(иллюстрации А.Н. Бенуа)

Кажется, что всё таинственное и загадочное притягивает взгляд Бенуа как магнит, и в этом кроется вся суть так называемого петербургского мифа (литературоведческий термин), одним из создателей и продолжателей которого и стал художник. Тягой к мрачноватой мистике “грешат” все мирискусники, обрисовывающие образ города облаками и туманами в довольно темной цветовой гаме.

Отношение к акварели в среде почитателей искусства никогда не было очень серьезным, она воспринимается как некий переходный этап к созданию «настоящего» полотна или даже вовсе как краска для уроков ИЗО в школе. Бенуа был одним из тех, кто сломил этот стереотип и вернул акварели гордый статус самостоятельного материала. За это ему – отдельное спасибо от художника-акварелиста!

 

Читайте также: Выбираем материалы для акварели

14 Comments Добавьте свой

  1. Да простят меня питерцы, но я совершенно не понимаю, как они могут жить в Петербурге. Город, построенный на костях, плюс заваленный трупами во время блокады… Там настолько негативная энергетика, что прямо физически ощущается.
    А картины хороши. 🙂

    Нравится 1 человек

    1. Это очень красивый город. Потрясающе красивый. Но мне кажется, главная проблема — климат. Холодно, промозгло, дождливо…(

      Нравится

      1. Насчет красоты я спорить не буду. Впрочем, как и у большинства городов мира, красота только со сторона фасада. Стоит отойти от туристических маршрутов и углубиться во дворы, как появляются большие шансы очутиться в трущобах. 🙂

        Нравится 1 человек

  2. это такие живописные трущобы, можно не заморачиваться на колорит:) — хотя с вами соглашусь — город имеет свою болезненно-выстраданную душу, но ведь это все таки душа, куда хуже города начисто ее лишенные

    Нравится 1 человек

    1. А что Вы имеете в виду под живописными трущобами?))

      Нравится

  3. «…он… пошел опять бродить по городу и опять очутился перед домом графини. Неведомая сила, казалось, привлекала его к нему. Он остановился и стал смотреть на окна. В одном увидел он черноволосую головку, наклоненную, вероятно, над книгой или над работой. Головка приподнялась. Германн увидел свежее личико и черные глаза. Эта минута решила его участь».
    Вариант сюжета «Германн у подъезда графини» кисти Бенуа (художник работал над иллюстрациями более десяти лет, постоянно их совершенствуя и дополняя):

    Нравится 1 человек

    1. О, это другой вариант той же иллюстрации, насколько я могу разглядеть?

      Нравится

      1. Верно! Вот только наверняка сказать, какой из них окончательный — для меня затруднительно: год не проставлен. «Ваш» выполнен в 1910. Но если порыться, думаю, можно найти точный ответ на вопрос.

        Нравится 1 человек

        1. По идее, который в посте должен быть позднее. Просто потому, что он более цветной — ведь обычно цветная версия, как более завершенная, является финальной, а монохромная воспринимается художником как эскиз. Хотя наверняка можно найти кучу исключений из правил)

          Нравится 1 человек

  4. Reblogged this on Tiffani Leon's site "In Search of Lost …" and commented:
    Очень люблю акварель и этот замечательный блог — ясно, что публикация понравилась, вот и делюсь с вами 🙂

    Нравится

  5. Мне Питер очень нравится. Очень…

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s