Для кого-то Париж начинается с Эйфелевой башни, для кого-то – с Собора Парижской Богоматери или Лувра. Для меня же – со здания бывшего вокзала. С Музея д’Орсе. Во французской столице мы остановились всего на три дня, поэтому раздумья над культурной частью нашей программы привели нас к развилке – Лувр или д’Орсе? Выбор я сделала еще до поездки (кажется, я испокон веков знала, что это место станет для меня первой посещенной достопримечательностью в Париже). Следующим шагом было перетянуть одеяло на свою сторону – убедить остальных членов нашей «тургруппы». Это оказалось проще, чем я думала, поэтому в десять утра я уже спешила по парижским улицам на встречу с друзьями перед зданием музея и с обожаемыми мною импрессионистами. В одной руке – хрустящий пакет со свежим ароматным круассаном, в другой – сумка с карандашами и блокнотами для зарисовок, в животе – бабочки и кофе со сливками. Полная боевая готовность и голова в облаках.
Ах да, я совсем забыла рассказать о причине этой магнетической тяги в этот храм искусства. Храм когда-то был вокзалом, а в конце прошлого века стал тем, чем является сейчас – одним из самых масштабных собраний импрессоинистической живописи. В художественном мире для меня нет страсти сильнее импрессионизма (с трудом преодолела желание написать это слово с заглавной буквы!). Когда-то, несколько лет назад, это направление затянуло меня в свое художественное пространство и с тех пор так и не выпускало, побудило взяться за карандаш, а потом и за кисть, стало образом жизни, способом видеть мир. Это по-настоящему красиво. Это просто синоним искусства.
Думаю, я навсегда запомню виды Темзы и Руанского собора в разное время суток – серии картин Клода Моне.
Фотографии здесь довольно бессмысленны: картины такого склада на плоскости экрана теряют больше, чем все другие. С монитора они выглядят впечатляюще, в живую – останавливают дыхание. Свет на картине «Иней» Камиля Писсарро настолько натуралистичный, что вызывает желание надеть солнечные очки.
Про работы импрессионистов говорят, что они «дышат» – и это не пустой звук. Глядя, например, на «Качели» Огюста Ренуара, начинаешь ощущать пространство полотна всеми органами чувств: слышишь, вдыхаешь, осязаешь теплыми солнечными лучами по коже.
Замираю перед каждым стогом, каждой кубышкой и маковым полем великого Моне, перед балеринами Дега – воздушными бело-голубыми птицами, порхающими с холста на холст.
Уже потом, оправившись от эмоционального шока, я думаю над тем, что наш Коровин более чем достоин стоять в этом ряду. Интересно, знает ли о нем вот этот французский график с блокнотом в руке и воодушевлением во взгляде? Или вот эта пожилая пара, спорящая по-французски о композиционных решениях Эдуарда Мане? К слову о Мане (не путать с Моне!) – вот и его «Завтрак на траве», с которого начиналась скандальная репутация импрессионизма. Публика негодовала: как можно было изобразить обнаженную даму в компании одетых мужчин? Греческую богиню или древнеримскую прелестницу – сколько угодно, но свою современницу… ей богу, неслыханная дерзость! (Подробнее об этой истории можно узнать в художественном произведении Эмиля Золя «Творчество», где под именем главного героя Клода прячется образ Эдуарда Мане).
Гогочущая толпа еще не знала, что найдутся те, кто переплюнет импрессионистов по степени «нахальства» – постимпрессионисты. Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри де Тулуз-Лотрек пошли еще дальше и тоже оказались в Музее д’Орсе. Здесь есть работы и в других направлениях: символизм, экспрессионизм, ар-деко. Живопись разбавляется фотографией, декоративным искусством (мебель и предметы интерьера в жанре модерн), скульптурой. В своем воодушевленно-безумном состоянии я где-то оставила свои блокноты и карандаши, поэтому пошла попрошайничать к начинающим художникам: в одном из залов гурьба детишек под предводительством учителя бились над портретом скульптуры чем-то очень недовольного мужчины.
Дети с готовностью поделились со мной материалами, и оставшиеся часы в д’Орсе я провела за набросками скульптур Огюста Родена.
Из музея я выходила с иллюстрированной энциклопедией импрессионизма. Увы, я взяла русскоязычную версию – не повторяйте моей ошибки: переводчики, работавшие над изданием, далеки от совершенства знании русского языка. Поэтому порекомендовать не могу, но зато хочу посоветовать другую книгу – шикарное подарочное издание, достойное представлять один из лучших музеев Франции:
Подарочное издание»Музей Орсе. Париж» |
Вдохновения и эмоций хватило надолго, а теперь хочется вернуться за новой порцией. Как бы Лувр и в следующий раз не остался без внимания…
Словом, о Париже я всегда рассказываю так: «Нет, на Эйфелевую башню не поднимались. В Лувре не были. Французского вина не пили. Обошли весь центр, гудящий китайцами и арабами – ровным счетом ничего особенного. Но я мечтаю туда вернуться. Исключительно ради музея д’Орсе!»
Читайте также обзор «5 музеев Европы в инстаграме« и подписывайтесь на арт-блог PaintingRussia (кнопка в правом нижнем углу)!
Прекрасная статья! В Париж мы попадаем не часто, но с помощью этого
сокровища можем часто заглядывать в д’Орсе 🙂
НравитсяНравится 2 людей
НравитсяНравится 1 человек
Прошу прощения, хотела вставить в комментарий фото «сокровища», но WP артачится и картинку не воспроизводит. Речь идет о редком издании «Живопись. МУЗЕЙ Д’ОРСЕ» в редакции Роберта Розенблюма с его текстами на русском языке. Одна из моих настольных книг :)))
НравитсяНравится 1 человек
Спасибо, надо будет посмотреть =)
НравитсяНравится 1 человек
Ах, Вы не были на Эйфелевой башне?! Боже, Вы не пробовали французского вина?! — и далее в том же духе и с нарастающим снобизмом… И невдомек некоторым, что «каждый выбирает для себя и по себе»; и что приводит в восторг одних, оставляет в недоумении других. Найти свое — непросто, но возможно, и это счастье! Сложно — не навязывать свое восхищение, а вот делиться им — непременно! Вам удалось!
НравитсяНравится 1 человек
Ольга, спасибо за комментарий))) Да, многие достопримечательности воспринимаются в путешествиях как обязательные, а на самом деле давно стали в некоторой мере обезличенными из-за гигантского наплыва туристов.
НравитсяНравится 3 людей
Замечательная статья! Продолжайте писать)) Очень интересно))
НравитсяНравится 1 человек
Спасибо большое! Рада, что понравилось =)
НравитсяНравится 2 людей
Для большинства Орсэ это конечно же импрессионисты. Многие так и пробегают первый этаж, чтобы поскорее окунуться во Францию Моне, Мане и Писсаро. Но на этом самом первом этаже можно найти сокровища реализма, ориентализма. Кабанель, Делакруа, Фромантен. А с другой стороны и хорошо — толпа не мешает.
НравитсяНравится 1 человек
Увы, я относилась к этой толпе пробегающих) Импрессионизм — мое любимое направление в живописи, именно он и был целью моего посещения Орсэ. Хотя безусловно там много чего другого интересного, и еще скульптура, кстати)
НравитсяНравится 1 человек
И не только скульптура, даже интерьеры. В общем будет повод еще раз посетить!
НравитсяНравится 1 человек
О да, особенно очень интересная мебель ар-деко!
НравитсяНравится
Екатерина, однозначно поддерживаю Ваш нелёгкий выбор в пользу Д»Орсе. Однако, когда судьба снова приведёт Вас в Париж, не забудьте, что Лувр по средам и пятницам работает до 21.45, и вечером нашего брата-туриста там на порядок меньше, Можно даже спокойно подойти к Моне Лизе и рассмотреть её без толкотни и вспышек фотокамер.
И ещё: спасибо за прекрасный сайт! Я Ваша новая поклонница, отправила линк на ФБ и уже получаю благодарности от друзей за Ваш Орсей 🙂 Успехов Вам!
НравитсяНравится 1 человек
Спасибо за совет! Надеюсь, еще будет возможность побывать в Париже и посетить Лувр! И благодарю за отзыв и линк =)
НравитсяНравится 1 человек
Если Вы любите импрессионистов, сходите ещё в Оранжери. Это совсем рядом с Лувром и Музеем д’Орсэ, в саду Тюильри.
Ещё есть музей Клода Моне в Живерни, это его усадьба. Там сохранился пруд с кувшинками, как на картинах.
НравитсяНравится 1 человек
Спасибо! Когда в следующий раз буду в Париже — обязательно! Хотя, вероятно, это случится не очень скоро)
НравитсяНравится
Приезжайте со своей выставкой 🙂
НравитсяНравится 1 человек
Если была бы такая возможность — это было бы волшебно =D Не в Орсэ, конечно… Но в любом случае — мечта))
НравитсяНравится