Выставка: от Елизаветы до Виктории

Портрет Елизаветы I, Герартс МладшийТретьяковская галерея порадовала (и будет продолжать радовать до 24 июля) очередной выставкой — «От Елизаветы до Виктории. Английский портрет из собрания Национальной портретной галереи». Главная московская галерея на время обменялась картинами с Лондоном — британская столица получила от нас выставку «Россия и искусства: эпоха Толстого и Чайковского». Довольно необычно для Третьяковки: более патриотичная, чем Пушкинский музей, она, как правило, принимает под своей крышей выставки только русских авторов. Как оказалось, бывают и исключения. Интересно, станет ли это постоянной практикой?

Масштабность экспозиции завораживает, люди на портретах смотрят на зрителя из глубин веков — от XVI до XIX — солидный временной промежуток! Все начинается знаменитым портретом королевы Елизаветы I кисти М. Герартса Младшего. Коронованная особа всем своим благородно-надменным видом показывает, насколько она достойна занимаемого на экспозиции почетного места — это первый портрет, который видит посетитель. Художник был явно неравнодушен к моде, что видно по тщательной, чтобы не сказать «дотошной», прописке изящного гардероба дамы. Настоящая находка для исследователей истории костюма! В причудливом белоснежном платье владычица Туманного Альбиона напоминает свадебный торт или чайник из праздничного фарфорового сервиза, что никак не умаляет ее прелести.

Герартс Младший. Портрет королевы Елизаветы I
Герартс Младший. Портрет королевы Елизаветы I

Глядя на следующую картину, я испытала почти благоговейный трепет. Это был портрет Уильяма Шекспира Дж. Тейлора. Тот самый, который в плохом качестве печатался в каждом учебнике литературы. В живую — совсем иной, психологичный и глубокий.

Джон Тейлор. Портрет Уильяма Шекспира
Джон Тейлор. Портрет Уильяма Шекспира

А вот портрет другого известного в России литератора, Байрона, вряд ли вызвал бы у англичанина прилив гордости за свое отечество. Но не из-за художественного исполнения Томаса Филлипса (безупречно академического), а из-за дурной репутации поэта-романтика, к которому в Европе относятся без особого почтения.

Томмас Филлипс. Портрет Джорджа Гордона Байронаjpg
Томмас Филлипс. Портрет Джорджа Гордона Байрона

Раз уж мы заговорили о романтизме, перенесемся во временном пространстве назад, на четверть века, к портрету Роберта Бэнкса Дженкинсона (автор — Томас Лоуренс). Алебастрово-белая кожа — должно быть, художник немного утрировал степень ее белезны, чтобы сделать упор на аристократизм и благородство модели, а еще — для повышения романтического градуса. Отличное цветовое решение: алая драпировка фона, черный сюртук, белая кожа и блуза — и вот вам образ прекрасного томно-кареокого романтика. К слову, русский художник Карл Брюлов был без ума от живописи Томаса Лоуренса. Еще бы, ведь они одного романтического поля ягоды!

Томас Лоуренс. Портрет Роберта Бэнкса Дженингсона
Томас Лоуренс. Портрет Роберта Бэнкса Дженингсона

В написании женских образов многих превзошел Джеймс Сент. Героиня его портрета, Аделина Патти, — известная певица своего времени. Лично мне в манере изображения подола платья девушки чудится ничем не прикрытый, почти лотрековский импрессионизм. Хотя автор портрета был членом Академии художеств и главным художником королевского двора, поэтому вряд ли мог осознанно позволить себе подобные вольности.

Джеймс Сент, Портрет Аделины Патти
Джеймс Сент, Портрет Аделины Патти

Золото в моем личном рейтинге получила работа Джорджа Уоттса — «Выбирающая» (портрет Элен Терри). Это просто вершина прерафаэлитизма! И портрет-аллегория: девушка на картине (шестнадцатилетняя жена сорокасемилетнего художника) выбирает между  скромным и даже незаметным на первый взгляд букетом фиалок и алой камелией. Нет, это не «журавль в руке и синица в небе» (хотя идея красивая). Идея заложена глубже, и самостоятельно дойти до ее понимания смогут только… опытные садовники и флористы. Тем, кто не является ни тем, ни другим, поясняю: роскошные камелии не имеют запаха. То ли дело — душистые фиалки! А теперь приглашаю самостоятельно подумать над расшифровкой смысла, заложенного в полотне! Буду рада Вашим идеям в комментариях!

Джордж Уоттс. Портрет Элен Терри (Выбирающая)
Джордж Уоттс. Портрет Элен Терри (Выбирающая)

Даты проведения выставки: 22.04.2016-24.07.2016

Лаврушинский переулок, 12

Страница в интернете: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions6138/

P.S. Подробнее об истории портрета как жанра читайте в моей статье «Портрет. От Античности до Маньеризма», а об английской живописи в целом — в следующей книге:

Альбом "Английская живопись XVII-XIX веков" Альбом «Английская живопись XVII-XIX веков»

11 Comments Добавьте свой

  1. Восхитительная и яркая, но лишенная запаха камея — символ мирской суеты, жизнь на сцене (героиня картины — актриса). Невзрачные и скромные фиалки с удивительно тонким ароматом — чистота и простота. Выбор между мирской суетой и высшими добродетелями имел большое значение и для художника, и для его модели. Это был год, когда актриса оставила сцену, чтобы выйти замуж за человека старше ее на 30 лет и получить образование, все блага жизни (она родом из бедной многодетной актерской семьи и даже не училась в школе). В конце этого же года Эллен все-таки рассталась с художником и вернулась к прежней жизни, на сцену. Друг актрисы, художник Уолфорд Грэм Робертсон, утверждал, что «женитьба на Эллен была нелепостью для любого мужчины. С тем же успехом он мог взять в жены утреннюю зарю, или вечерние сумерки, или любую другую из эфемерных и мимолетных красот природы».

    Нравится 2 людей

    1. Спасибо большое за дополнение =)

      Нравится

  2. Елизавета I — это червонная королева из Алисы в стране чудес. Уильям Шекспир, M. VVilliam Shake-Speare, возможно, не существовал и вовсе, а если и существовал, то как раз во время правления Елизаветы, на множестве портретов У. Шекспир изображён очень разным, поскольку портреты создавались после смерти поэта. Выбирающая: чёрное платье/нить белого жемчуга, уже сорванный букет фиалок у сердца/ гортензии — в саду, аромат гортензий в лепестках/фиалок — в листьях, и лёгкий румянец застенчивости.

    Нравится 1 человек

    1. Да, с Шекспиром — загадка. Есть множество версий: что это была женщина, что его творчество и вовсе было коллективным и т.д. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем правду.

      Нравится 1 человек

      1. Последняя версия, что Шекспир это и есть Елизавета

        Нравится 1 человек

  3. А вот этого я не слышала, забавно!

    Нравится 1 человек

  4. Кстати, подумала, что Выбирающая выглядит и, наверное, чувствует себя как Алиса из страны чудес

    Нравится 1 человек

  5. Может все дело в том, что брак Художника с актрисой Эллен Терри распался через одиннадцать месяцев. Скромному обаянию Художника Эллен предпочла кого-то другого, или что-то другое. У меня камелия на картине ассоциировалась с гарденией в петлице английских аристократов 🙂

    Нравится 2 людей

    1. А у меня с «Дамой с камелиями»)

      Нравится 1 человек

  6. А еще люблю картины тюдоровских времен, в частности Marcus Gheeraerts
    The Ditchley Portrait, 1592 — когда смотрю на этот «торт или чайник» мне становится весело :))) Портреты Аделины Патти и Бэнкса с вашей помощью пополнили мою пинакотеку в Pinterest. Благодарю!!! 🙂

    Нравится 1 человек

    1. К сожалению, этой картины я не нашла((( Здорово, рада, что понравилось =)

      Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s