Выставка: Кранахи

Не знаю, как для вас, а для меня Кранахи — в первую очередь живопись (библейские сюжеты и портреты бесчисленных герцогов и бургомистров). Поэтому на выставке в Пушкинском музее интересно было открыть другую, черно-белую сторону их творчества — графическую. Гравюрам мастеров уделена добрая половина выставки и, если в порыве вдохновения забывать читать аннотации, сложно понять, где заканчивается Младший и начинается Старший — настолько близки они друг другу по манере. Работы сгруппированы по сериям: портреты знати, библейские сюжеты… Видимо, художники являли собой настолько единое художественное целое и по манере, и по тематике, что некоторые их серии повторяют друг друга (например, серия гравюр «Евангелисты»). Объяснение этому на поверхности: сын начинал с копирования работ отца — яблоко от яблони недалеко падает — и уже после начал постепенно стряхивать со своих полотен пепел чужих мыслей и творений, обнажая свой собственный стиль.

Кранахи. Графика
Лукас Кранах Младший. Портреты.

Акварель, пока еще не заработавшая широкого доверия художников, нет-нет, да и появится в графических работах Кранахов. Но пока еще лишь в виде вспомогательного материала: четкие черные гравюрные линии и несмелые блеклые акварельные мазки меж ними придают работам сходство с детской раскраской недетской тематики. Впрочем, вероятно, отчасти виновата низкая степень стойкости этого вида краски — наверняка во времена создания работы смотрелись совсем иначе.

Взятие Христа под стражу
Лукас Кранах Старший. Взятие Христа под стражу.

Ну и конечно, нельзя не сказать о живописных полотнах, которые составляют главную гордость выставки: «Венера и Амур», «Плоды ревности. Серебряный век»,  «Юдифь, обезглавливающая Олоферна»,  «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой», «Суд Париса», «Женский портрет» — всё дело золотых рук Лукаса Кранаха Старшего. Даже бегло просмотрев всего три-четыре работы, вы наверняка заметите общие черты всех женских образов: раскосые (даже до неестественности) глаза с «лисьим» взглядом, губы-ниточки в лукавой полуулыбке и огненно рыжие волосы… Хоть я и не верю в физиогномику, но все же не могу отделаться от мысли, что  немецкие Джоконды — барышни себе на уме!

Но вершина творчество Кранаха-отца для меня — «Христос и Мария», а именно — пронзительный образ Христа с этим взглядом глубоко в душу. Фактически картина выполнена по законам парного (фактически светского) портрета, что делает Спасителя в первую очередь Человеком. Думаю, именно для достижения этого эффекта Кранах лишил его и нимба, и других традиционных божественных атрибутов.

Христос и Мария
Лукас Кранах Старший. Взятие Христа под стражу.

К сожалению, выставка, как и всё хорошее, уже почти закончилась — остался всего один день до ее закрытия. Еще есть возможность успеть, чтобы не собирать потом впечатления от Кранахов по крупицам — в Вене, Петербурге и Будапеште!

Кранах Старший. Анималистика
Лукас Кранах старший. Анималистика

А еще очень советую познакомиться с живописным альбомом, в котором представлены лучшие творения двух художников:

Альбом Альбом «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом»

Даты проведения выставки: 04.03.2016-15.05.2016

ГМИИ им. А.С. Пушкина, Волхонка, 12

Страница в интернете: http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/cranach/

 

Читайте также: Портрет. От Античности до Маньеризма

8 Comments Добавьте свой

  1. По поводу тем для статей: лучше пишется на интересующие темы. Статьи на сайте очень хорошие. Все темы в опросе — искусство, а Муза подскажет

    Нравится 1 человек

    1. Спасибо, рада, что Вам нравится блог! А по поводу интересующих тем — на иные я и не пишу никогда=)

      Нравится 1 человек

  2. Спасибо за материал, Екатерина! Взял часть на свой блог, но не использовал официальный репост. Не совсем нравится, как он работает. Ссылочка на Ваш блог дана. Надеюсь, не будете против такого формата.

    Нравится 1 человек

  3. Верно подмечено — глаза с «лисьим» взглядом. Спасибо за личностную «прогулку» по выставке.

    Нравится 1 человек

  4. Уведомление: Анималистика — ArtToday

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s