Выставка: Федор Рокотов

По своей дурной привычке я побывала на выставке Ф.С. Рокотова (Третьяковская галерея) за несколько дней до ее закрытия. Если Вы, как и я, откладываете на завтра то, что можно сделать сегодня — успейте до 9 мая! Надеюсь, данный обзор придаст Вам расторопности и энтузиазма.

Значительную часть экспозиции составляют, разумеется, портреты. Процессию известных личностей того времени — Граф Шувалов, князь Павел Петрович, граф Орлов, поэт Майков — возглавляет Екатерина II, портрет которой величественно встречает потомков своих подданных в первом же зале, где собраны картины петербургского периода. Занятный факт: все варианты знаменитого коронационного портрета писал не сам мастер, а его ученики (за исключением погрудного этюда). При этом Рокотов отметил каждый из них своей подписью — «запатентовал» идею. Ученики, может, и не превзошли своего учителя, но по крайней мере не отстали от него — в образе чувствуется благородство и спокойное величие, мастерски передана текстура тканей. Что-то вроде живописной оды императрице.

Коронационный портрет Екатерины II
Коронационный портрет Екатерины II

Интересно сопоставить парные портреты художника, выполненные на контрасте — это уже московский период. Например, «Портрет неизвестной в розовом платье» и «Портрет неизвестного в синем кафтане».

Да, «звезды» XVIII века — не единственные персонажи полотен, у Рокотова немало портретов-инкогнито, персонажи которых определяются лишь одним предметом гардероба («Портрет неизвестного в треуголке» и т.д.).

«Очень сюрреалистично!» — восторженно замечает мой приятель, итальянец-искусствовед Лучо Джулиодори, указывая на головной убор пожилой дамы с «Портрета неизвестной в белом чепце».

Надо сказать, что черты сюрреализма он находит примерно в 70% картин. Сначала мне кажется, что это что-то вроде профессиональной деформации, ведь Лучо специализируется в изучении данного направления живописи. А потом мне и самой начинает казаться, что прическа, как у В.А. Обресковой даже не снилась Дали и Магритту.

Портрет В.А. Обресковой
Портрет В.А. Обресковой

Рокотов написал немало картин для украшения недвижимого имущества общественной верхушки той эпохи. Знатные хозяева имений с гордостью вели восхищенных гостей в семейные портретные галереи, не забывая обильно сдабривать демонстрацию портретов рассказами о благородстве своей семьи. В третьем разделе выставки представлены портреты из усадеб: Графы Воронцовы (Воронцовка в Тамбовской губернии), Орловы (подмосковная Отрада), Струйские (Рузаевка в Пензенской губернии), князья Голицыны (Кузьминки и Дубровицы). Мысленно воссоздать интерьер того времени помогают предметы мебели из этих усадеб, которые экспонируются наравне с картинами. Зал мне запомнился портретом А.П. Струйской:  глубокие коричневые глаза — первое, что видишь на картине, выполненной в серовато-пыльных тонах.

Портрет А.П. Струйской
Портрет А.П. Струйской

Берет за душу, «цепляет», трогает, отпечатывается в памяти. По возвращении с выставки я нашла портрет в интернете — он ли это? И да, и нет. Симпатично, но не более. Ничего общего с тем ощущением, которое испытываешь при живом взгляде на картину. Не меня одну поразил взгляд русской Мона Лизы (простите мою напыщенность — не могу побороть желание так назвать прекрасную даму с картины):

Её глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

— писал Н.А. Заболоцкий в 1953 году об этом портрете.

Когда речь идет о XVIII веке, ничего нельзя сказать наверняка. Неизвестными часто оказываются не только модели, но и художники.  Самый загадочный раздел выставки посвящен картинам, ранее приписываемым кисти Рокотова.

Галерея лиц эпохи, справочник по прическам, модным в то время, сюрреалистические изыски или же просто красивые портреты, которыми приятно любоваться — каждый найдет на этой выставке что-то свое. Не забудьте поделиться впечатлениями в комментариях!

Через интерес к портрету можно убить двух зайцев — изучить одновременно историю и живопись России. В следующей книге собраны как знаменитые, так и малоизвестные произведения русских художников, изображающие великих людей своей эпохи (с описанием их жизни и деяний):

Альбом Альбом «Лица Российской истории. Коллекция портретов. Том 1»

Даты проведения выставки: 19.02.2016-9.05.2016

Лаврушинский переулок, 12

Страница в интернете: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions6138/

 

Читайте также: Выставка: Рафаэль. Поэзия образа

2 Comments Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s