Облачные ребусы Рене Магритта

Вы когда-нибудь разгадывали ребусы? В детстве — наверняка. Картины Рене Магритта, бельгийского художника XX века, похожи на ребусы, запечатленные на холсте. Отличие в том, что к ним не найти однозначно правильного ответа. Ровно как и вопроса.

Детство прошло в промышленном городке Шарлеруа, который сейчас можно было бы назвать «Богом забытым», если бы только не аэропорт — пристанище туристов, путешествующих по Европе на перекладных (вряд ли кто-то доберется сюда целенаправленно). Юные годы будущего художника нельзя назвать беззаботными: его мать утопилась, когда мальчику было четырнадцать. После — столичная жизнь, Королевская Академия Изящных Искусств в Брюсселе (впоследствии заброшенная) и судьбоносная встреча с Жоржеттой Бергер, ставшей для Магритта спутницей жизни. Как и многие другие в то время, художник начинал с создания рекламных плакатов. Значительной частью заказчиков составляли модные дома, и, надобно сказать, из Магритта получился бы неплохой кутурье — судя по его работам в этом жанре. Заключив контракт с брюссельской галереей Сенто, художник, сам того не осознавая, начинает создавать картины в сюрреалистическом ключе (первая из них — «Потерянный жокей»). Знакомство с собратьями по кисти произойдет годом позже, когда Магритт переберется в Париж — эпицентр новых течений в искусстве начала XX века. Там он знакомится с основоположником сюрреализма Андре Бретоном, который оказывает значительное влияние на формирование стиля Магритта. Сюрреалистическая манера письма стала для него основной, и только в годы Второй мировой войны она претерпела сильные, но лишь временные изменения — художник неожиданно приблизился к стилю импрессионистов.

Работы художника в некотором смысле тяготеют к экзистенциализму: в каждой работе — предмет, на который автор смотрит совершенно новым взглядом. Сплошные загадки и тайны, разгадывать которые можно до бесконечности, так никогда и не поняв авторской интенции. Но сам процесс доставляет немалое удовольствие, в нем — сотворчество зрителя и художника. Взять, например, небезызвестное полотно «Это не трубка» (на котором изображена, собственно, трубка — и ничего более). Это философская игра, заставляющая человека задуматься над связью между материальной оболочкой предмета и самим предметом. Существует ли она?

Словом, смотрите, анализируйте и… читайте названия. Именно в них часто кроется ключ к разгадке. Даже если поначалу складывается ощущение, что заголовок картины выбран совершенно произвольно.

Сюрреализм — это не только Магритт и Дали. Разобраться в невероятной поэтике этого направления поможет следующая книга:

Альбом Альбом «Сюрреализм»

Читайте также: Рене Магритт об искусстве

8 Comments Добавьте свой

  1. Да, Магритт заставляет задуматься…

    Нравится 1 человек

  2. Уведомление: ArtToday
  3. Бывают же такие приятные встречи!!! Я большой любитель Магритта, на Ю-Тьюбе скачала двух серийный фильм о нем (отличная работа — если не забыла, фильм Николаева канала культура). Спасибо! — с вашей помощью пополню свою коллекцию работ Магритта в Pinterest и непременно сделаю репост вашей замечательной статьи.

    Нравится 1 человек

  4. Только что побывала в вашей галерее «Наполни жизнь яркими красками!» . У вас замечательные работы, я получила огромное удовольствие от просмотра. Успехов вам и больших выставок! 🙂

    Нравится 1 человек

    1. Спасибо, что читаете меня, спасибо за фильм (обязательно посмотрю!) и за отзыв о моей живописи =) Очень приятно, правда =)

      Нравится

  5. Уведомление: « — ArtToday
  6. Уведомление: Выставки мая — ArtToday

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s